среда, 27 сентября 2017 г.

Младенцы понимают смысл труда | Наука и жизнь

Младенцы понимают смысл труда | Наука и жизнь
http://www.nkj.ru/news/32197/
Сентябрь 2017
Маленькие дети хорошо видят связь между усилиями, потраченными на решение какой-то задачи, и конечным результатом.
Известно, что маленькие дети прекрасно понимают причинно-следственные связи, причем детям тут не нужно большой статистики, достаточно всего лишь нескольких наглядных примеров. Психологи не устают в этом убеждаться – так, на днях в Science появилась статья, в которой говорится, что уже в возрасте пятнадцати месяцев ребенок отлично понимает связь межу затраченными усилиями и результатом.
Психологи из Массачусетского технологического института показывали пятнадцатимесячным детям, как они сами, то есть взрослые-экспериментаторы, пытаются выполнить различные действия: одни пытались снять игрушечную лягушку с какой-то коробки, другие занимались тем, что снимали с брелка цепочку для ключей. Кто-то из экспериментаторов выполнял задания быстро, а кто-то, наоборот, возился очень долго, демонстрируя, сколь много сил у него на это уходит.
Затем детям давали музыкальную игрушку, которая издавала разные звуки, стоило только нажать ей на кнопку. Фокус был, однако, в том, что у игрушки было две кнопки: первая, которая не работала – на самом виду, и вторая, которая как раз и включала звуки и которая была очень хорошо спрятана. Детям заранее показывали, что игрушка может играть музыку, однако не показывали, что для этого нужно с ней сделать, после чего игрушку отдавали им в руки.
В течение двух минут младенцы пытались добиться от нее каких-то звуков, а психологи наблюдали, как именно они будут поступать. Найти истинную кнопку, повторим, было почти невозможно, но она и не была целью – исследователей интересовало, как долго дети будут стараться сами решить проблему.
Оказалось, что если ребенок перед тем видел взрослого, который тратил много усилий ради какой-то цели, то и сам младенец работал усерднее: прежде чем отбросить игрушку или попросить помощи у взрослых, такие дети нажимали на неправильную кнопку в два раза больше по сравнению с теми, кто видел взрослых, которые добивались своей цели легко.
Любопытно, что усилия детей во многом зависели также от того, как с ними общался взрослый человек: если он смотрел ребенку в глаза, называл его по имени, вообще общался с ним, то ребенок предпринимал больше усилий в отношении игрушки. Если же взрослый напрямую не взаимодействовал с младенцем, то ребенок раньше прекращал попытки запустить музыку – однако сам эффект более усердного труда по чужому примеру никуда не исчезал, просто становился слабее.
Педагогических выводов отсюда можно сделать массу. Самый очевидный состоит в том, что если родители хотят приучить ребенка не лениться, то они уже с самого раннего возраста должны демонстрировать ему примеры того, что ради награды стоит хорошо потрудиться.
С другой стороны, тут ведь легко переусердствовать, да так, что из ребенка получится человек, ценящий труд ради самого труда. 

Комментариев нет: